На главную О проекте Обратная связь Поддержать проектДобавить в избранное

  
RUSSO.com.ua →  Энциклопедия Кольера →  аалт-анак анал-бар бар--бонн бонн-велл велл-гева гева-дайм дайн-зеем зело-карн карн-коша коше-лука лука-минь мир-опал опек-пров прог-севе севе-тарт тасс-флем флет-чатт чауш-якоб


КОПЛЕНД Аарон


(Copland, Aaron)

ААРОН КОПЛЕНД

(1900-1990), американский композитор. Родился 14 ноября 1900 в Бруклине, в семье евреев - выходцев из России. После окончания средней школы занимался гармонией, полифонией и композицией у Р.Гольдмарка в Нью-Йорке (1917-1921), летом 1921 - на специальных курсах в Музыкальной школе Фонтенбло, а затем в течение трех лет брал уроки композиции у Нади Буланже в Париже. В столице Франции Копленд погрузился в оживленную атмосферу послевоенной Европы - то было время формирования европейского модернизма в музыке. На молодого американца особенно сильное воздействие оказало творчество И.Стравинского и французской "Шестерки" (особенно Д.Мийо). Вернувшись в Нью-Йорк (июнь 1924), Копленд вскоре стал лидером современных американских композиторов, свою позицию он обосновывал в книгах, публичных лекциях и, конечно, в собственных сочинениях. В творческой эволюции Копленда можно выделить три основных этапа. Первый (1924-1929). Для первого периода (1924-1929) характерен синтез джазовой полиритмии с техникой композиции, типичной для французской школы того времени. Наиболее яркие примеры - симфония для органа с оркестром (1924), Музыка для театра (Music for the Theatre, 1925) и концерт для фортепиано с оркестром (1926). На втором этапе (1929-1935) музыка Копленда становится более отвлеченной: это достигается остродиссонирующей гармонией, которая возникает на основе двенадцатитоновой ("серийной") техники, с применением политональных сочетаний. Экономией материала и сдержанностью экспрессии выделяются фортепианные вариации (1930), Короткая симфония № 2 (Short Symphony № 2, 1933) и Заявления (Statements, 1935). В поисках предельно простого и ясного языка Копленд начиная с 1935 обращается к американскому фольклору. Эта тенденция отразилась в двух типах произведений: в прикладной музыке для радио, кино и театра - в двух балетах Копленда, Билли-Кид (Billy the Kid, 1938), Родео (Rodeo, 1942) и Весна в Аппалачах (Appalachian Spring, 1944), считающихся шедеврами американского балетного театра; в глубоких и серьезных академических произведениях, среди которых лучшими являются фортепианная соната (1941), Третья симфония (1946), цикл романсов Двенадцать стихотворений Эмили Дикинсон (Twelve Poems of Emily Dickinson, 1950) и опера Ласковая земля (The Tender Land, 1954). Следует заметить, что если прикладная музыка Копленда (например, его балеты) содержит прямые цитаты из фольклора, то поздние сочинения "высоких" жанров по большей части используют фольклорные мотивы опосредованно, а в некоторых случаях их материал связан с ранними периодами творчества композитора, например, в кларнетовом концерте (1948) он возвращается к джазовому стилю, а в фортепианном квартете (1950), фортепианной фантазии (1957) и Inscape (1967) - к более сухому абстрактному стилю второго периода. В течение своей жизни Копленд получил массу наград и призов. Весна в Аппалачах принесла автору Пулитцеровскую премию (1945); за музыку к фильму Наследница (Heiress) он был удостоен награды Академии "За лучшую музыку к фильму" (1949). В 1964 композитор получил Президентскую медаль свободы, а в 1979 - награду Центра Кеннеди за вклад в американскую культуру. Среди множества обществ, избравших Копленда своим почетным членом, - нью-йоркский Национальный институт искусства и литературы и лондонская Королевская академия музыки. Копленд всегда предпочитал зарабатывать не преподаванием, а чтением публичных лекций и выступлениями в печати. Он много публиковался в ведущих журналах и газетах, а также выпустил книги К чему прислушиваться в музыке (What to Listen for in Music, 1939), Музыка и воображение (Music and Imagination, 1952), Копленд о музыке (Copland on Music, 1960), Новая музыка. 1900-1960 (The New Music 1900-1960, 1968; это второе, пересмотренное издание книги Наша новая музыка, Our New Music, 1941). Распространению идей композитора способствовали как его лекции, так и концерты, которые он вместе с композитором Р.Сешнсом устраивал в Нью-Йорке и на фестивалях американской музыки в Яддо (г. Саратога-Спрингс). Копленд выступил инициатором создания Союза американских композиторов, поставившего задачей материальную поддержку музыкантов, и в 1937-1944 был его президентом. В 1940 руководил отделением композиции в Беркширском музыкальном центре (Танглвуд). По предложению госдепартамента США Копленд в 1941 и 1947 выезжал с "визитами доброй воли" в Латинскую Америку, а в 1960 совершил большое международное турне с Бостонским симфоническим оркестром. После 1970 Копленд практически ничего не создал, но продолжал выступать как дирижер и читать лекции вплоть до середины 1980-х годов.
Умер Копленд в Норт-Тарритауне (шт. Нью-Йорк) 2 декабря 1990.
ЛИТЕРАТУРА
Шнеерсон Г. Портреты американских композиторов. М., 1977
Латинская транскрипкия: [koplend aaron]
→ КОПО Жак
(Copeau, Jaccques)
(1879-1949), французский критик, актер, режиссер, новатор в области ...
← КОПЕРНИК Николай
(Copernicus, Nicolaus; польск. Kopernik, Mikolaj)

НИКОЛАЙ КОПЕРНИК
(1473-1543), польский ...



© russo.com.ua 2009-2014 Информация на сайте предоставлена исключительно для ознакомительного процесса.
 
Выполнено за: 0.077 c.